Что делать при отравлении антибиотиками?

Самолечение и несоблюдение рекомендаций врача во время антибиотикотерапии может привести к негативным последствиям, когда вместо исцеления возникает отравление антибиотиками. Передозировка лекарственными препаратами чаще возникает у детей, однако интоксикация возможна и у взрослых людей. В таких случаях необходимо вовремя выявить отравление, чтобы оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

Опасность отравления антибиотиками у ребенка

Клиническая картина передозировки

Превышение терапевтических доз антибиотиков вызывает у пострадавшего спутанность сознания, тахикардию, бред, боли в мышцах и суставах, перепады артериального давления, диарею, рвоту, озноб на фоне повышения температуры тела. Однако также возникают специфические симптомы, которые напрямую зависят от группы принятого препарата:

  • Интоксикация от приема тетрациклинов диагностируется редко, однако данное состояние опасно для жизни. При отравлении пациенты отмечают тошноту, боли в области эпигастрия, снижение уровня калия в крови. Возможно появление сыпи , развитие ангионевротического отека при длительном использовании;
  • Превышение терапевтической дозы левомицетина провоцирует развитие тошноты, рвоты, нарушение аппетита, дыхательную недостаточность. Выделяют также отсроченные симптомы: угнетение кроветворения, достаточно редко развивается сердечно-сосудистая недостаточность;
  • Передозировка антибиотиками пенициллинового и цефалоспоринового ряда вызывает следующую симптоматику: тошнота, диарея, судороги. У пациентов с почечной недостаточностью на фоне приема пенициллина может возникнуть гиперкалиемия, нарушения ЭКГ, энцефалопатия, психические нарушения (агрессивность, галлюцинации, бред);
  • При передозировке фторхинолоном отмечается поражение сердечно-сосудистой системы, развивается почечная недостаточность. В тяжелых случаях появляются симптомы поражения печени, сухожилий и суставов;
  • Отравление сульфаниламидами провоцирует развитие тошноты, аллергии. В пожилом возрасте возможно обострение ишемической болезни сердца или нарушение мозгового кровотока;
  • Превышение дозы аминогликозидов не опасно для жизни, потому что антибактериальные средство применяют в виде капель для глаз. Однако препараты могут нарушать процессы высвобождения ацетилхолина.

Типы реакций при передозировке антибиотиками

Превышение терапевтической дозировки во время антибиотикотерапии приводит к развитию следующих реакций:

  • Токсические. Приводят к различным патологиям со стороны внутренних органов: сердечная, почечная, печеночная недостаточности;
  • Неврологические. После антибиотиков нередко отмечается нарушение психики, вестибулярного аппарата, зрения;
  • Аллергические. Многие антибиотики при превышении терапевтических доз провоцируют развитие аллергии. Большую опасность представляет ангионевротический отек Квинке. Патология развивается мгновенно, может привести к смерти пациента при отсутствии своевременной медицинской помощи;
  • Ототоксические. Некоторые антибиотики провоцируют развитие токсического отита. Заболевание проявляется снижением слуха, ощущением заложенности, гула в ушах. Возможно появление болезненности в области ушных раковин. В некоторых случаях развивается необратимая глухота;
  • Нефротоксические. Длительный прием завышенных доз антибиотиков приводит к угнетению работы почек вплоть до развития почечной недостаточности. Как результат в урине появляется белок, увеличивается количество эритроцитов. Также отмечается снижение количества мочи и отсутствие чувства жажды;
  • Гепатотоксические. Интоксикация антибиотиками приводит к разрушению гепатоцитов, поэтому развивается токсический гепатит. Заболевание характеризуется желтушностью склер и кожных покровов, кожным зубом, болью в области правого подреберья. При тяжелом отравлении развивается печеночная недостаточность, которая приводит к гибели пациента;
  • Тератогенные. Антибиотики не следует принимать беременным женщинам, потому что лекарственные средства способны проникать через плаценту в плод. Это приводит к развитию врожденных пороков вследствие нарушения развития костей, внутренних органов;
  • Болезни пищеварительных органов. Антибиотики могут раздражать слизистую желудка, провоцируя возникновение язвенной болезни. Передозировка антибактериальными препаратами приводит к нарушению микрофлоры кишечника, что является причиной массивной диареи;
  • Нарушение процессов кроветворения. Как результат развивается анемия.

Отравление антибактериальными препаратами приводит к развитию различных побочных эффектов, поэтому не следует заниматься самолечением.

Первая помощь при отравлении

Если у человека появились симптомы интоксикации антибиотиками, то необходимо вызвать скорую помощь. До приезда медицинских работников потребуется выполнить следующие действия:

  1. Вызвать рвотный рефлекс посредством надавливания на корень языка или обильного питья (нужно выпить до 2,5 литров воды). Вызывать рвоту можно только в случаях, когда пострадавший находится в сознании;
  2. Дать пациенту энтеросорбенты: смекту, атоксил, энтеросгель, активированный уголь;
  3. Предоставить обволакивающее питье: кисель, жидкое желе, воду с крахмалом, молоко. Это поможет предотвратить распространение токсических соединений по организму.

Особенности терапии отравления

Лечение передозировки антибиотиками зависит от общего состояния пациента, тяжести интоксикации. Широко применяют сорбенты и слабительные препараты. В некоторых случаях показан форсированный диурез, который предполагает парентеральное введение мочегонных средств и большого объема физиологического раствора. Также можно использовать электролиты или растворы, улучшающие реологические свойства крови. Проведение форсированного диуреза противопоказано пациентам с патологиями сердца и почек.

Медицинская помощь при передозировке антибиотиками

В тяжелых случаях назначают гемосорбцию, направленную на очищение организма от токсических соединений. В зависимости от клинической картины применяют гемодиализ, перитонеальный диализ или плазмаферез. В дальнейшем терапия проводится симптоматическая. Она предполагает восстановление гомеостаза, функциональности внутренних органов.

Последствия интоксикации

Если пациенту была проведена своевременная и эффективная терапия после передозировки антибиотиками, то исход благоприятный. В редких случаях сохраняются симптомы печеночной и почечной недостаточности. Согласно статистическим данным, лишь в 50% случаев возможно полное восстановление внутренних органов.

Отравление антибактериальными препаратами приводит к развитию опасных симптомов и поражению внутренних органов. При этом терапия и последствия интоксикации определяются принятой дозой препарата, видом антибиотика, наличием сопутствующих патологий, своевременностью лечебных мероприятий.